Гарантийный срок, срок годности, срок службы - как разобраться?
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение, о которых необходимо знать.
Срок службы – это период, устанавливаемый для товаров длительного использования, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать Вам возможность использования товара по назначению и несёт ответственность за существенные недостатки.
Данный срок должен быть установлен на товары длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья, причинять вред имуществу или окружающей среде.
Срок службы исчисляется со дня получения Вами товара. Это день может быть изменён договором. Если день получения установить невозможно, то со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона (срок наступления которого определяется соответственно законом субъектами РФ).
Если недостатки товара были обнаружены Вами по истечении двух лет со дня его передачи Вам, но в течение установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня передачи, если срок службы не был установлен то Вы можете предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи Вам товара или по причинам, возникшим до неё.
Если изготовитель требование не исполнил в течение в течение двадцати дней или недостаток товара является неустранимым, то Вы по своему выбору можете требовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены либо потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок исчисляется со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Данный срок должен быть установлен на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель.
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан выполнить Ваши требования, при соблюдении условий ст.18 Закона о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; о соразмерном уменьшении покупной цены; незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы.
Гарантийный срок исчисляется со дня получения Вами товара. Этот день может быть изменён договором. Если день получения установить невозможно, то со дня изготовления товара. Обычно днём получения товара является день покупки товара и подтверждается датой указанной на чеке или в договоре.
Для сезонных товаров этот срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона (срок наступления которого определяется законом субъектами РФ).
Если Вы не могли использовать товар по вине продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и т.д.), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если это день установить нельзя, то срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
Как правильно написать и вручить претензию продавцу?
Как написать претензию?
Остановимся подробно на том, как правильно оформить письменное обращение, которое обычно носит название «ПРЕТЕНЗИЯ» (или «ЗАЯВЛЕНИЕ»). Претензия оформляется в произвольной форме, но желательно, чтобы в ней присутствовали шесть основных (обязательных) частей:
1 – сведения о том, к кому и кто обращается (по аналогии с обычным почтовым отправлением);
2 – сведения о приобретенном товаре, заказанной услуге (работе);
3 - суть ваших претензий к товару, услуге (работе);
4 – требования, с которыми вы обращаетесь к продавцу (исполнителю);
5 – перечень приложений к претензии;
6 – подпись потребителя и дата.
Как вручить претензию?
Претензию можно вручить лично, приехав в магазин (или офис исполнителя, изготовителя и др.). Один экземпляр претензии необходимо передать ответственному лицу (администратору, юристу или иному уполномоченному лицу). Помните, принимать претензию руководитель организации лично не обязан!
На втором экземпляре (он должен остаться у потребителя) необходимо получить отметку о принятии претензии, которая обычно включает в себя: подпись лица, принявшего претензию, ее расшифровку (фамилия, имя, отчество, должность), дату принятия, печать или штамп (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Наличие печати (штампа) на претензии не обязательно – суды, в большинстве случаев, считают доказанным факт вручения претензии и без нее.
Претензию можно отправить обычной почтой (или телеграммой). Отправлять письмо с претензией нужно обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения (в описи сделать запись – претензия с такими-то требованиями).
Текст отправленной телеграммы нужно заверить на почте и сохранить вместе с уведомлением о ее вручении.
Документы, полученные с почты (чек, опись вложения, уведомление о вручении), необходимо сохранить – они будут являться доказательством получения адресатом вашей претензии.